Эффективность АСУДД
По целевому назначению АСУДД обеспечивает наиболее эффективные режимы управления дорожным движением. Управляющие воздействия устанавливают контролируемые распределения транспортных потоков.
Исследования качества функционирования АСУДД за последние 40 лет с участием представителей ГИБДД МВД РФ по основным показателям показали устойчивый эффект с окупаемостью средств в среднем, через год эксплуатации систем.
Для проведения исследований качества управления АСУДД была разработана методика оценки эффективности систем. В качестве критериев эффективности АСУДД были назначены восемь показателей, из которых три являются обязательными и основными:
- количество остановок транспортных средств;
- суммарная задержка транспортных средств;
- средняя скорость сообщения (время проезда).
Количественные значения показателей эффективности АСУДД имеют большой разброс, что объясняется особенностями объектов управления, типом системы, качеством ее обслуживания и, в некоторой степени, некорректностью методик измерения или расчета отдельных параметров. В то же время для наглядного представления о возможностях координированного управления приведем средние значения основных показателей, полученные в результате исследований эффективности функционирования АСУДД (по 11 городам страны):
- повышение средней скорости поездки 22-32 %;
- сокращение времени задержек 55-74 %;
- сокращение времени сообщений 24-37 %;
- уменьшение количества остановок 62-66 %;
- уменьшение количества ДТП 10-25 %;
- уменьшение площади зоны повышенного износа дорожных одежд 13-25 %;
- снижение расхода бензина 11-16 %;
- снижение массы выброса окиси углерода (СО) 17-24 %.
На улучшение качественных показателей условий и режимов движения с помощью системы влияют, главным образом, следующие факторы:
- критерии управления;
- функциональная структура АСУДД (иерархия, степень централизации, уровень информационной подсистемы, вид связи для обмена информацией, наличие и возможность обратной связи);
- разнообразие и гибкость алгоритмов управления, качество технологического (по управлению) обслуживания (квалификация персонала, наличие нормативных документов);
- непрерывность развития АСУДД (степень охвата магистралей города).
Именно эти факторы обеспечивают оптимизацию параметров транспортных потоков, а последние, в свою очередь, являются определяющими при расчете экономического эффекта, так как отражают меру достижения поставленной цели.
Петров В. В.